Любая производственная или логистическая деятельность так или иначе связана с перемещением грузов, материалов, готовой продукции и предполагает использование рабочего или специализированного транспорта. Происшествия, связанные с этой деятельностью, являются одной из самых распространенных причин производственного травматизма – по имеющимся данным, их доля составляет 20–25%. В абсолютном выражении это около 5 тыс. случаев – согласно официальной статистике, в 2019 году на предприятиях России было зарегистрировано 23,3 тыс. несчастных случаев, из них 1060 – со смертельным исходом.
Для того, чтобы сделать нахождение человека в производственной или логистической зонах максимально безопасным, разработаны стандарты по охране труда и технике безопасности, определяющие требования к организации рабочих мест, регламентирующие скорость движения транспортных средств по территории организации, в производственных и складских помещениях, систему предупреждающих знаков, разметок, сигнальных цветов и т. д. Важной составляющей для обеспечения этих требований является использование т.н. барьеров безопасности – защитных ограждений, разделяющих людей, транспорт, оборудование.
Круг потребителей данной продукции весьма широк: это практически все предприятия и организации, деятельность которых связана с перемещением грузов или материалов, а также с передвижением больших потоков людей и транспорта и необходимостью их разделения для обеспечения безопасности людей и сохранности имущества – начиная от крупных промышленных предприятий и логистических комплексов, таможенных складов, аэропортов и заканчивая торговыми центрами, гипермаркетами, многоуровневыми парковками.
Применение подобных систем ограждений существенно сокращает затраты организации как на эксплуатационные расходы, так и на страховые выплаты и компенсации за счет снижения производственного травматизма (согласно официальной статистике, в среднем на одного работника, получающего компенсации вследствие производственного травматизма, в 2019 году было израсходовано 10291 руб.). Еще одним немаловажным эффектом применения подобных ограждений является сокращение простоев оборудования из-за аварий, расходов на содержание и ремонт погрузочной техники, зданий и конструкций.
Фактически уже можно говорить о создании целой отрасли – отрасли защитных ограждений нового типа, призванных амортизировать ударные нагрузки.
Изготавливают системы ограждений данного типа из полимерных материалов. Они обеспечивают достаточную прочность и, в отличие от металла, дерева, бетона, обладают способностью к устойчивости перед многократными ударными нагрузками. Традиционные материалы способны выдержать без деформации только однократные удары, в то время как полимерные выдерживают многократные ударные нагрузки, не меняя ни первоначальных размеров, ни способности к повторным деформациям. Кроме того, коррозионная и химическая стойкость и долговечность полимерных конструкций позволяют применять их в различных условиях эксплуатации (повышенная влажность, светостойкость, обработка поверхностей ПАВ).
Кажущаяся простота конструкций побуждает некоторых потребителей изготавливать подобные системы самостоятельно, «на коленке», но такие кустарные ограждения в случае нештатной ситуации далеко не всегда способны выполнить свою защитную функцию. Осложняет ситуацию практически полное отсутствие нормативной базы: в России существуют только стандарты на дорожные ограждения, назначение которых в корне отличается от систем безопасности на производстве. ГОСТ Р 12.4.026 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная» защитные ограждения не рассматривает. Европейский PAS 13 носит рекомендательный характер, и работа по созданию на его основе обязательного европейского стандарта еще не завершена. Для того, чтобы «закрыть» потребности рынка, необходима системная работа, включающая разработку нормативной базы, подбор или даже создание материалов, производство и сертификацию. В настоящее время такую работу ведет крупнейший отечественный переработчик пластмасс Группа ПОЛИПЛАСТИК так что в самое ближайшее время, уже в наступающем 2021 году, на российском рынке могут появиться современные, надежные и безопасные системы барьеров безопасности.