Оформить заказ

Анкета потребителя

 

заполнить

На выставке «Золотая осень» обсудили инструментарий обеспечения роста АПК

11 октября 2024

Расширение производства и экспорта продукции АПК потребует в первую очередь дальнейшей цифровизации отрасли, показала пленарная сессия ежегодной сельхозвыставки «Золотая осень». В преддверии запуска нового отраслевого нацпроекта в 2025 году из традиционной демонстрации успехов сельского хозяйства выставка трансформировалась в площадку для дискуссий о путях решения проблем сектора.

Часть сложностей связана с зависимостью АПК от импорта технологий — насыщать рынок собственной продукцией Минсельхоз рассчитывает в том числе с помощью поддержки научно-технических проектов, а также модернизации лабораторий образовательных организаций и НИИ. Ключевой проблемой отрасли остается и дефицит кадров — решить ее пока не удается ни высокими темпами роста зарплат, ни повышением производительности труда.

В 2024 году пленарная сессия аграрной выставки «Золотая осень» была посвящена обсуждению планов отрасли на горизонте до 2030 года. Как напомнил, открывая сессию, глава Правительства РФ Михаил Мишустин, ключевые из них — увеличение объема продукции АПК на 25% к показателю 2021 года, а также рост экспорта в полтора раза (до $55,2 млрд), заданные президентским указом №309.

Из материалов Минсельхоза к пленарной сессии следует, что эти цели уже «разложены» на ориентиры для отдельных категорий продукции. В частности, предполагается, что производство зерновых к 2030 году вырастет до 170 млн тонн в год.

В 2023-м урожай оценивался на уровне 148,4 млн тонн, в 2024-м, как заявил вице-премьер Дмитрий Патрушев, он может составить 130 млн тонн (оценка снижена со 132 млн тонн на фоне сложных погодных условий и, вероятно, по причине снижения сборов в пограничных с Украиной областях из-за военных действий). В перспективе до 2030 года ожидается также рост производства масличных культур — до 36,4 млн тонн (31 млн тонн в 2023-м) и растительных масел — до 11,5 млн тонн (9,8 млн тонн). По оценкам министерства, расширение производства приведет к тому, что зерновых в 2030 году будет экспортировано на $17,5 млрд ($16,3 млрд в прошлом году), экспорт масложировой продукции достигнет $10 млрд ($8,5 млрд), готовой и прочей продукции — $15,8 млрд ($11,5 млрд), несколько расширятся также поставки рыбы, мяса и молока.

Как подчеркнула министр сельского хозяйства Оксана Лут, достижение ориентиров увязано с дальнейшей цифровизацией отрасли. Речь, поясним, идет как об отдельных предприятиях (в т. ч. о внедрении на них ИИ и использовании современных аппаратно-программных комплексов), так и о системных процессах, в частности о дальнейшем пополнении данными многочисленных информационных систем сектора.

Отдельное направление работы — цифровизация мер поддержки: в 2026 году Минсельхоз рассчитывает аккумулировать всю информацию о них в едином цифровом сервисе, который позволит упростить подачу заявок на госпомощь.

Ранее аналогичный механизм министерство рассчитывало запустить с 2025 года — сдвиг сроков «вправо» может быть связан с обсуждением вариантов архитектуры сервиса, в котором предстоит учесть «специализацию» разных регионов.

Для выполнения ориентиров к 2030 году АПК предстоит решить целый ряд проблем. Отметим, в этот раз именно варианты их решения стали предметом обсуждения участников пленарной сессии — несколько последних лет ключевое мероприятие «Золотой осени» представляло собой констатацию успехов сектора. Смена тем и интонаций объясняется подготовкой отраслевого нацпроекта, в связи с которой Минсельхоз занимается описанием контуров дальнейшей работы. Часть проблем, как отметила Оксана Лут, связана с серьезной зависимостью АПК от импорта технологий — механизмы их решения будут «упакованы» в четыре федеральных проекта: по селекции и генетике, биотехнологиям, ветпрепаратам, а также технике и оборудованию. Для насыщения рынка отечественными инструментами власти планируют среди прочего поддерживать научно-технические проекты, субсидировать создание и развитие агропарков, а также модернизировать лабораторные базы образовательных организаций и НИИ.

Зависимость от импорта отчасти сдерживает решение и ключевой проблемы отрасли — дефицита кадров. Нехватка собственных разработок по целому ряду направлений не позволяет заметно нарастить производительность труда за счет автоматизации процессов и внедрения передовых агротехнологий.

С учетом того, что «короткие» методы привлечения работников уже реализованы (темпы роста зарплат в отрасли остаются одними из самых высоких в экономике — 16% по итогам 2023-го и еще 10% за первое полугодие 2024 года), но кадровый дефицит сохраняется, участники сосредоточились на «инфраструктурных» подходах к привлечению кадров. Так, Оксана Лут описала «бесшовную» траекторию подготовки работников, которую Минсельхоз намерен «прочертить» от агроклассов в школах до вузов и НИИ,— пока, поясним, это основная мера, предложенная министерством для решения проблемы в рамках соответствующего федпроекта.

Источник: www.kommersant.ru

Поделиться