1 июля стартовал эксперимент по маркировке полимерных труб и сырья для их производства. Продлится он до 31 августа 2025 года. Несмотря на то, что эксперимент анонсировали давно, у многих производителей полимерных труб остаются вопросы о нем. Кого это затронет? Как будут маркировать трубы и сами полимеры? Как это отразится на себестоимости продукции? Как это отразится на рынке? На эти и другие самые важные вопросы RUPEC подготовил ответы с помощью инициаторов и участников эксперимента.
Кого охватит эксперимент?
Хотя формально речь идет о полимерных трубах вообще, фактически планируется начать с полиэтиленовых (ПЭ) наружных труб.
«В рамках эксперимента планируется охватить порядка 80% рынка полиэтиленовых наружных труб (возможно, попробуем и другие полимерные трубы). Официальное согласие на участие в эксперименте дали девять производителей трубной продукции и один производитель исходного сырья (гранулированный полиэтилен)», – рассказал RUPEC Владислав Ткаченко, генеральный директор Ассоциации производителей трубопроводных систем (АПТС).
ПЭ-трубы для наружного применения – это крупнейший сегмент на рынке. Поэтому эксперимент может охватить до 50% рынка, полагает Марат Едиханов, заместитель генерального директора «Казанского трубного завода» (КТЗ).
Как будут маркировать трубу?
Полиэтиленовая трубная продукция будет маркироваться двухмерным Data Matrix-кодом (DM-код), полученным от ГИС МТ «Честный знак» методом лазерной гравировки. По словам Ткаченко, также рассматривается метод струйной печати при условии устойчивости нанесенной информации.
Как будут маркировать сами полимеры?
Исходное сырье планируется маркировать тем же кодом, но с нанесением на тару. В «Сибуре», который стал участником эксперимента, отмечают, что текущие технические возможности позволяют маркировать полимеры объемом от паллеты. Однако сейчас прорабатывается проект по возможности маркировки продукции объемом от мешка.
В идеале, как отмечает Владислав Ткаченко, метод нанесения должен давать возможность прослеживания всей товаропроводящей цепочки «сырье – труба».
Зачем вообще нужна маркировка?
Идея маркировки трубной продукции существует уже несколько лет. АПТС рассматривает ее как один из методов борьбы с фальсификатом, в первую очередь, для напорных трубопроводных систем. В них критически важно качество и самой трубы, и материала, из которого она сделана (точнее однородности этого материала), так как трубы должны выдерживать существенное давление изнутри, а также различное воздействие снаружи. Фактически маркировка является следующим шагом, после введения нового ГОСТа в 2023 году.
«Введение цифровой маркировки трубной продукции является важнейшим шагом для отрасли, позволяющем решить ряд базовых задач, таких как: повышение безопасности и эффективности работы с подземными коммуникациями, повышение эффективности управления эксплуатацией инженерных коммуникаций, улучшение технологической безопасность, борьба с фальсификатом трубной продукции», – считают в «Сибуре».
Марат Едиханов из КТЗ считает, что рано или поздно в целях повышения качества трубной продукции и вытеснения с рынка производителей, «допускающих значительные вольности в работе с ГОСТом» придется принимать какие-то меры. Это может быть сквозной лабораторный контроль или же маркировка. По его словам, маркировка для производителей будет предпочтительнее.
Что считать фальсификатом в трубной продукции?
В случае с полимерными напорными трубными системами есть довольно четкое понимание фальсификата несмотря на то, что до сих пор на законодательном уровне понятие не закреплено. К нему относится трубная продукция, которая изготовлена из вторичного полимерного сырья и первичного сырья, не сертифицированного как трубное. Долю фальсификата на российском рынке в АПТС оценивают в 25%.
Почему проблема возникла сейчас?
Проблема существует давно, но в последние годы она обострилась из-за изменения ситуации на рынке. Последние четыре года, по данным RUPEC, рынок труб растет высокими темпами, опережающими рынки альтернативной продукции. Наивысших темпов прироста он достиг в 2021 году (34,9%). Темпы ежегодно снижаются, но тем не менее положительная динамика продолжает сохраняться. Рост рынка связан с вытеснением полимерными трубами аналогов из других материалов.
Высокий спрос и низкий порог входа делает привлекательными проекты в этой сфере. По данным АПТС, в России работают порядка 400 заводов-производителей. Каждый год появляется около 30 новых производств. При этом в ассоциации отмечают, что «культура производства оставляет желать лучшего».
По оценкам RUPEC, последние два года основным драйвером роста рынка стали государственные программы. В первую очередь, речь идет о масштабной федеральной программе модернизации ЖКХ на 2023–2027 годы, которая призвана заменить изношенные трубопроводные системы в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении. Поэтому к проблеме фальсификата есть внимание на государственному уровне.
«Нужно понимать, что менять аварийные изношенные (из-за срока службы) сети, на аварийные фальсифицированные (умышленно не соответствующие ГОСТ) сети – бесполезно и даже вредно. Создается иллюзия что процесс идет – экономика работает, но она работает вхолостую», – рассуждает Владислав Ткаченко. По его мнению, с введением маркировки государство повысит объемы финансирования на замену изношенных систем, так как установка качественных полимерных труб на практике продемонстрирует их преимущества. Увеличение доверия к полимерной трубной продукции, увеличит спрос на нее.
Как маркировка отразится на стоимости производства труб?
В ГИС МТ «Честный знак» отмечают, что затраты производителей, как минимум на период эксперимента, не вырастут, так как коды маркировки и оборудование на время тестов компания «Оператор-ЦРПТ» должна предоставить участникам эксперимента безвозмездно. Однако на практике введение системы требует и иных затрат.
В «Сибуре» отмечают, что сейчас сложно говорить о конкретных цифрах повышения себестоимости продукции, так как на сегодня не полностью сформированы затраты на оборудование, программное обеспечение и проведение самой маркировки.
«Повышение себестоимости очень зависит от того, какое оборудование сейчас есть у производителей. С точки зрения операционных затрат повышение будет крайне незначительным и будет исчисляться копейками, максимум несколькими рублями на метр продукции (в зависимости от диаметра трубы это от 0,5 % до 0,005%). Капитальные затраты зависят от того, есть ли на территории завода интернет, как ставится задание на производство (1С, ERP), каким способом наносится маркировка, как подается и учитывается сырье, как проходит процесс проверки качества сырья и готовой трубы» – поясняет Владислав Ткаченко.
Пример приводит Марат Едиханов из КТЗ: «Мы уже освоили этот процесс у себя, причем в ходе внутренних экспериментов наносили QR-код, штрих-код, зарегистрированный фирменный знак. И для нас весь вопрос лишь в том, где будут храниться данные: либо это база данных на сервере предприятия, как пока в нашем случае, либо на независимом или же государственном сервере».
Как ввод обязательной маркировки может отразиться на рынке производства полимерных труб?
Одним из серьезных последствий введения маркировки может стать повышение концентрации бизнеса на трубном рынке. По данным RUPEC, последние годы этот процесс усиливается и без введения маркировки. Если в 2018 году половина годового объема продукции была произведена десятью компаниями, то 2021 году – восемью.
«Мелких и средних производителей просто вытеснят с рынка. Какая может быть ERP-система для малого бизнеса? Мы это не потянем. Уже сейчас на нормальных контрактах нам тяжело конкурировать с крупным бизнесом, потому что за счет объемов они могут получать более выгодную цену на трубные полимеры. А с введением маркировки мы просто не сможем конкурировать ценой на готовую трубу», – рассказал один из владельцев трубного производства в Поволжье, попросивший не называть его имя и компанию.
Согласен с ним и Марат Едиханов из КТЗ: «Если маркировка будет сквозной и обязательной, она приведет к сокращению числа производителей: малые предприятия не выдержат жесткого контроля при введении подобной системы. И, хотя, себестоимость процедуры непосредственно кодировки невысока, но изменение всей системы учета и работы «сырье – производство – готовая продукция» приведет на небольших предприятиях к серьезным издержкам».
В «Сибуре» полагают, что этот процесс будет способствовать некоторому оздоровлению на рынке: «Да, проведение цифровой маркировки трубной продукции может привести к сокращению числа производителей, так как это повышает прозрачность рынка и облегчает контроль за качеством продукции. Однако это не обязательно приведет к повышению концентрации мощностей на рынке, так как многие производители могут адаптироваться к новым условиям и продолжить свою деятельность».
Владислав Ткаченко из АПТС вообще ожидает появления в этом бизнесе новых крупных игроков, так как система маркировки приведет к значительному снижению доли фальсификата на рынке и прозрачности бизнеса, а «крупный ответственный бизнес идет туда, где легко прогнозируется будущее».
Какой результат эксперимента будет считаться удачным?
В «Сибуре» полагают, что критерием удачности можно будет считать полноценное участие всех заинтересованных лиц: «При этом на длинном горизонте улучшение качества продукции и возможность масштабирования проекта – ключевые маркеры успешности инициативы», – считают в компании.
В АПТС считают, что результаты эксперимента будут оцениваться по возможности осуществить прослеживаемость методами объективного контроля прохождения товарооборота от исходного сырья до линейного объекта. Эксперимент будет считаться удачным в случае прохождения всего технологического цикла «исходное сырье – пластиковая труба – линейный объект».
Когда могут ввести обязательную маркировку?
Обязательную маркировку планируется ввести в конце 2025 года.