Оформить заказ

Анкета потребителя

 

заполнить

Интервью операционного директора Группы ПОЛИПЛАСТИК изданию «RUPEC»

27 сентября 2023

В рамках участия в работе «Промышленно-энергетического форума TNF 2023» операционный директор Группы ПОЛИПЛАСТИК Кирилл Трусов ответил на вопросы журналистов Информационно-аналитического центра "RUPEC". Он рассказал о производственной деятельности компании и планах по развитию нефтегазового отраслевого направления.

Читать интервью

Рынок полимерных труб в России с 2021 года планомерно растет, во многом благодаря реализации крупных инфраструктурных проектов, программ газификации регионов и модернизации ЖКХ. В этих условиях группа «Полипластик» наращивает переработку полимеров, по итогам 2023 года ждет роста на 15-18%. Операционный директор группы Кирилл Трусов в интервью RUPEC рассказал о текущем состоянии рынка и его перспективах, новых проектах группы и оценил последние нововведения в регулировании отрасли.

- Группа «Полипластик» — системообразующая компания в своем сегменте и крупный переработчик полимеров. Как оцениваете потенциал потребления полимеров внутри страны в целом и группы «Полипластик»?

- Потребление полимеров внутри страны определяется спросом на готовые изделия. Это те самые тазики, ведра, шприцы, опять же трубы — насколько финансируются программы модернизации ЖКХ, какие инфраструктурные проекты реализуются, в каком они объеме финансируются. Это с одной стороны. С другой стороны, возможностями это производство организовывать. А нереализованный потенциал огромен, в разы больше реализованного…

Вот, например, по шприцам, как было сказано на TNF, большой потенциал – 2,5 млрд штук в год потребность, 300 млн производится, все остальное – свободная ниша, но люди не могут ни оборудование приобрести, ни технологию, плюс мешает нехватка кадров.

Группа «Полипластик» в 2023 году выйдет на производство примерно 310 тыс. тонн полимерных труб, порядка 15–18% роста. Рост связан, в первую очередь, с большим объемом финансирования инфраструктурных проектов, а также с увеличением мощностей производства и повышением производительности существующего оборудования.

- Есть ли у вас понимание, когда компания сможет выйти на переработку, допустим, 500 тыс. тонн полимеров в год?

- У нас программа (увеличения переработки) есть, и 500 тыс. тонн мы должны были перерабатывать уже давно. Мы потеряли 7 лет, с 2015 по 2021 годы, когда у нас был большой провал не по группе «Полипластик», а по всему рынку. В 2015 году рынок очень сильно упал и восстановился к значениям 2014 года только в 2021 году. Вместо роста мы просто барахтались на дне, потом долго оттуда выбирались. С 2021 года, действительно, идет очень хороший рост, но есть опасность, что рынки перегреты и мы опять можем затормозиться.

- Какой теперь срок выхода на эту планку в 500 тыс. тонн?

- Мы можем 500 тыс. тонн трубы начать производить через год. Был бы платежеспособный спрос.

Одним из драйверов спроса как раз считается программа газификации регионов, но сейчас из данных госзакупок следует, что количество закупок полимерных труб со стороны «Газпрома» снизилось. Как оцениваете этот тренд?

Вы знаете, газ — это небольшая часть рынка, даже со всеми программами. Да, конечно, определенный вклад вносит. Самый хороший год, по-моему, это 2022 год, там было порядка 100 тыс. тонн заказа, ну будет 80 тыс. тонн — принципиально ничего не меняется. Рынок весь у нас уже перевалил за 600 тыс. тонн, то есть на этом объеме +/- 20 тыс. тонн не играет роли.

- А текущие программы модернизации ЖКХ или какой-то другой драйвер спроса вы видите в ближайшем будущем?

- Основное потребление сейчас мы наблюдаем в инфраструктурных проектах — строительство дорог, мостов, новых водоводов — это большая часть спроса. Большой вклад вносит проект строительства Амурского газохимического комплекса («Сибур» и Sinopec), проект Иркутской нефтяной компании, Балтийский газохимический комплекс в Усть-Луге. В последние годы рынок серьезно поддерживают именно такие вот большие проекты.

- Насколько нам известно, у вас есть также новый проект по увеличению производства высоконапорных полимерных труб для нефтяной отрасли. Расскажете о нем подробнее?

- Мы планируем начать производство таких труб, в Тюмени, на «Сибгазаппарате». Уже в этом году будет запущена новая линия по выпуску гибких полимерных армированных труб (ГПАТ) для нефтепромысловых трубопроводов. Это многослойная композиционная труба из полиэтилена с армирующим слоем из полимерно-композиционной ленты, которая выпускается в бухтах длиной до 1500 метров. Мы будем производить ГПАТ диаметром от 50 до 150 мм и с давлением от 40 до 210 бар. Всего у нас планируются две таких линии: одна – в Тюмени, другая – в Иркутске для Западной и для Восточной Сибири. Совокупная их производительность будет более 1100 километров в год.

- Сейчас тестируется применение этих труб на объектах «Лукойла», «Татнефти» и «Газпром нефти»?

- Да, в этом году уложено порядка 150 километров. Это еще не наше производство, но технология именно та, по которой мы в дальнейшем будем производить свою продукцию.

- Какой спрос вы видите в этом сегменте? Не все компании спешат уходить к полимерным трубам.

- Если кто-то не спешит, то это нас не сильно тревожит. Есть, например, компания «Лукойл», которая уже много лет работает с полимерными решениями. Сейчас они используют наше решение от 40 до 100 атмосфер. «Татнефть» достаточно глубоко погрузилась в вопрос и готова заходить, «Газпром нефть» тоже готова продолжать сотрудничество, ИНК очень интересуется. Нам пока хватит, то есть даже если отдельные компании пока не готовы и не захотят быть пионерами в инновациях — ничего страшного, это нормально.

- В прошлом году фиксировались сложности с поставками черной марки полиэтилена. Сейчас они кончились?

- Год назад, действительно, была сложная ситуация. Определенные проекты в России очень сильно сместили спрос в сторону простой черной трубы. «Сибуру» пришлось тяжело, потому что реально черного полиэтилена не хватало («Сибур» нарастил производство марки для удовлетворения возросшего спроса — ред.).

Из прошлогодней истории все сделали выводы – и заказчики трубы, и ее производители, и производители сырья. Все провели работу над ошибками, сделали выводы, сейчас никаких проблем нет.

- Группа «Полипластик» полностью обеспечена сырьем? Какова доля импорта?

- Проблем с сырьем у нас сейчас нет — достаточно и российского сырья, и азиатского. Порядка 25% мы завозим из-за границы. Во-первых, это диверсификация, поэтому импорта никогда не будет ноль. Конечно, если в России не будет, например, 10 независимых производителей крупнотоннажных полимеров.

Во-вторых, есть ряд специальных марок, которые мы пока можем привезти только из-за границы. Как правило, это марки, которые не имеют большого тоннажа, поэтому «Сибуру» их осваивать пока просто смысла нет. Как правило, это делают большие интернациональные компании, которые торгуют по всему миру. Например, выпускают одну марку и продают ее в 100 стран, тогда это рационально.

- Как сейчас обстоит ситуация с ценами на сырье? В начале 2023 года отмечалось снижение объемов производства труб из ПВХ из-за высокой стоимости сырья. Сейчас ситуация изменилась?

Сложно оценить ситуацию в целом на рынке. У нас объем производства продукции из ПВХ небольшой, порядка 4 тыс. тонн в год. Мы ничего не снижали, как свои 4 тыс. тонн делали, так и делаем.

- Новый ГОСТ на трубопроводы из пластмасс вступает в силу с декабря 2023 года. Ожидаете ли вы в связи с этим снижение объемов контрафакта на трубном рынке?

На самом деле, количество фальсификата от требований ГОСТ зависит мало, потому что давно уже рынок находится в состоянии зрелости, и кто делает трубу по ГОСТу, а кто мимо всех правил — все прекрасно знают. Поэтому будут они нарушать один ГОСТ, или другой — вообще ни на что не влияет. Я не вижу проблем. Скорее это будет облегчение для заказчиков обоснования применения отдельных конструкций труб, потому что новый ГОСТ многие детали раскрывает подробно, а также для правоохранительных органов при расследовании случаев поставки фальсифицированной продукции.

- По информации RUPEC, в 4 квартале 2023 года ожидается внесение изменений в свод правил по применению полимеров в ЖКХ, в котором будет указан срок полезного использования труб, новая методика расчета и обоснования выбора полимерных решений, даже если они оказываются дороже альтернатив. Как, на ваш взгляд это отразится на рынке?

Я думаю, что очень положительно, потому что это часть государственной программы оценивать сети, материалы не с точки зрения цены отдельных ее компонентов, а с точки зрения стоимости жизненного цикла трубопроводов на весь срок службы. Собственно, для этого делаются все эти расчеты и обосновывается период жизненного цикла.

- Какие новые проекты еще на повестке дня у «Полипластика», в стадии принятия инвестиционного решения?

Вы знаете, у нас был богатый на новые проекты 2023 год. В этом году у нас был и завод во Владивостоке, проект которого мы начали в феврале, а в сентябре с него уже начала отгружаться продукция, и принятие решения и начало реализации проекта по полимерно-армированным трубам для нефти, и завод очистных сооружений «Главсток» и т.д. Мы в этом году уже сделали столько, не считая мелких проектов, что, я думаю, в следующем году, мы, в основном, будем выстраивать работу на новых мощностях. Кроме того, рынок сейчас перегрет и его остывания можно ждать в любой момент. Есть еще ряд идей, но их реализация будет во многом зависеть от состояния рынка в 2024 году.

- А какова потребность рынка в трубах для нефтепромыслов?

Значительно больше, чем мы будем производить (1100 километров). Мы видим сегодня, что прямо завтра это от 3 до 6 тыс. километров. В реальности протяженность промысловых трубопроводов, по данным компаний, около 300 тыс. километров. Это все виды труб: металлические, металлополимерные.

- Некогда отдыхать получается?

- Да мы пока отдыхать и не планируем!

Поделиться