До перехода строительной отрасли на массовое внедрение технологий информационного моделирования осталось несколько недель – 31 декабря 2021 года завершится эпоха беcцифрового строительства и начнется новая цифровая эра. Какие процессы уже идут, и как они будут нарастать при таком переходе? Об этом говорили участники первого Объединенного Евразийского Конгресса «ТИМ-СООБЩЕСТВО 2021. Люди. Процессы. Технологии», который прошел в МГСУ 23-24 ноября.
Сессия Конгресса «Процессы» собрала в зале и на трибуне представителей государственных структур, которые эти процессы определяют, и профессиональное сообщество, призванное в эти процессы вписаться.
Тон обсуждению задал руководитель Главгосэкспертизы России Игорь Манылов. Напомним, что Главгосэкспертиза и региональные экспертизы в схеме внедрения технологий информационного моделирования находятся на ключевом месте: именно сюда должны попасть, быть проверены и прочитаны информационные модели объектов. И если здесь не будет специалистов, владеющих цифровыми технологиями, вся цепочка создания ИМ окажется прерванной. Последние пять лет Главгосэспертиза занималась цифровой трансформацией своей деятельности и в итоге выработала три ключевых принципа работы ведомства. Первый – это переход от «вахтера, который разрешает проекту войти» на строительный инжиниринг и экспертное сопровождение проекта. Второй – это цифровая трансформация экспертизы, проектирования и планирования стройки в целом, создание единой цифровой среды для всех участников процесса. Третий – это формирование системы управления знаниями.
Главгосэкспертиза активно трансформируется, предлагает компаниям новые форматы представления данных, в том числе XML-формат, который позволяет очень быстро получать экспертные заключения, проверять вариативность документации, формировать единую базу цифровых двойников объектов. При этом цифровой двойник объекта предполагает набор определенных требований, которые соблюдают все участники создания объекта, и постоянный обмен данными. Проектирование и строительство из линейного процесса становится многополярным.
Внедрение ТИМ невозможно без перестройки всех процессов управления строительством и эксплуатацией зданий. Ключевым в цифровой трансформации является не решение технологических вопросов, в том числе выбора программного обеспечения, а подходы к трансформации процессов внутри компаний – уверен Игорь Манылов.
Глава ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин рассказал о нормативной базе процессов информационного моделирования – она меняется так быстро и часто, что далеко не все участники рынка успевают отслеживать эти изменения, не говоря уж о том, чтобы их внедрять. В настоящий момент база содержит 8 действующих базовых сводов правил, еще ряд СП разрабатываются или актуализируются (СП 333 и СП328). Под «крылом» Росатома идет разработка национальных стандартов системы ЕСИМ – до конца года 10 из них выйдут на публичное обсуждение.
Классификатор строительной информации как ядро информационной модели постоянно обновляется, сейчас содержит более 23 тысяч элементов. В начале 2022 года ФАУ «ФЦС» обещает разместить на сайте Методические рекомендации по применению КСИ, которые давно ждет профсообщество. Планируется, что в дальнейшем КСИ будет внедряться в программное обеспечение вендоров, и за счет этого все участники «информационного зоопарка» начинают автоматически общаться на одном языке.
Основным препятствием на пути ускорения цифровой трансформации А. Копытин считает дефицит кадров и нехватку технологических компетенций компаний строительной отрасли. Сейчас Минстрой России со своими подведомственными учреждениями, вузы, а также отраслевые национальные объединения подключились к разработке учебных программ и обучению кадров, так что процесс постепенно налаживается.
Артур Гарибян, глава Госстройнадзора Московской области, представил позицию еще одного ключевого игрока строительного рынка. Если госстройнадзор не начнет работать с цифровыми моделями, если не синхронизировать все процессы - вся цепочка участников будет вынуждена ходить в его офисы с кучей бумажек для ввода объектов в эксплуатацию, как это происходит сейчас. И в 2022 году инспектор Госстройнадзора будет вправе спросить: а каков предмет надзора? Проектная документация прописана, а вот информационной модели там нет. И где смотреть эту модель? Куда ее отгрузят и в каком виде? И как в этой ситуации инспектору выдавать заключение о соответствии?
Но, оказывается, для того, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки, нужна добрая воля регионального министерства и строительного надзора, и начало здесь – в цифровизации услуг. В Московской области все 100% услуг госстройназдора переведены в электронный вид, их можно получить из любого дома или офиса. При этом все процедуры с 1 января будут оптимизированы в формате одного окна: компания подает одно обращение в органы стройнадзора – на начало или окончание строительства, а затем все госорганизации внутри формируют все документы и выдают заявителю. Бизнес видит реальную заботу о нем госорганов, оптимизирует затраты времени и денег и доверяет органам власти.
Ну а самый интересный продукт – это электронный журнал работ, который еще недавно нужно было создавать в бумаге, прошивать, брошюровать и регистрировать за три дня. Мосгоблстройнадзор перевел этот журнал полностью в электронный вид, теперь все данные хранятся в «облаке». И теперь инспектор может посмотреть этот электронный журнал в любое время, не появляясь на стройплощадке. И в тот момент, когда на стройку придет ТИМ, электронный журнал работ довольно просто может встроиться в эту информационную модель.
Коллега Артура Гарибяна из Санкт-Петербурга, глава Госстройнадзора Владимир Болдырев поделился своим взглядом на ТИМ и стройнадзор. Здесь применение ТИМ началось еще в 2018 году, а с 2021 года задание на проектирование ряда бюджетных объектов стало включать требование об обязательном применении информационной модели. Были разработаны требования к информационным моделям для объектов Санкт-Петербурга, но, очевидно, что нужны единые стандарты для всей страны. При этом в 2021 году уже 22 объекта получили заключения с использованием ТИМ.
Однако далеко не все так благостно, как кажется на первый взгляд – ведь за весь 2021 год не более 5% проектов, сделанных в ТИМ, поступило на экспертизу – остальные делаются в «плоскости». А что касается стройки, то всего 4 объекта строится с применением ТИМ, и из них два – линейных. Заказчики, исполняя требования города, предоставляют проект в ТИМ, но строить объект с применением информационной модели они не собираются. И это большая проблема, которая способна затормозить применение ТИМ. Более того, госстройнадзоры в целом по стране не готовы с 1 января 2022 года в полной мере осуществлять свои функции с применением информационной модели. Но при всем этом ТИМ – это уже не будущее, это настоящее. И хотя доля объектов с использованием ТИМ пока очень мала, альтернативы этой технологии, по сути, нет.
Собственно, идея о том, что ТИМ уже здесь, звучала в каждом выступлении участников Конгресса. И речь уже не идет, нужны эти технологии или нет, - сейчас нужно срочно налаживать процессы, которые позволят заказчикам, подрядчикам, органам экспертизы и надзора приступить к работе с информационными моделями. Конечно, нужно дорабатывать Классификатор строительной информации, в нем много ошибок, неточностей, неверных кодов – но эта работа идет. Очевидно, что нужно найти решение о том, на каком программном обеспечении лучше формировать среду общих данных, какие открытые стандарты и форматы использовать – дискуссии на этот счет начались, и на весьма высокопрофессиональном уровне. Но ТИМ-процесс в российской стройке, что называется, пошел.