Нефтегазохимическому комплексу РТ угрожают «безгазовые» конкуренты и апатия молодежи к точным наукам.
Сегодня разнос за слабую работу по поиску новых рынков учинил на заседании совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» президент РТ Рустам Минниханов. Критике подверглись министерства экономики, а также промышленности и торговли. «У нас есть серьезная тревога», — констатировал общий настрой президент РТ. Кроме того, наблюдавший за мероприятием корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал доклад гендиректора холдинга Рафината Яруллина по итогам полугодия, в котором были обозначены основные болевые точки нефтегазохимического комплекса РТ.
ВСЕ ЕЩЕ СКАЗЫВАЕТСЯ АВАРИЯ
Нынешние заседание совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» было посвящено полугодовым итогам деятельности предприятий нефтегазохимического комплекса РТ. В целом показатели недурны. Так, по словам генерального директора холдинга Рафината Яруллина, выдано продукции на 501 млрд. рублей, что на 17% выше уровня прошлого года. По итогам 5 месяцев получено 74,7 млрд. рублей прибыли.
Индекс промышленного производства составил 103%, в том числе нефтепереработка — 112%, производство пластмассовых изделий — 104%, нефтедобыча — 101%. В нефтедобыче и нефтепереработке после спада 2013 года «немного выросла прибыль». «Нефтепереработка увеличила производство дизельного топлива и мазута, — отметил Яруллин. — Производство автобензина ниже прошлогодних значений на 21 процент — все еще сказывается произошедшая в начале года авария. Но в настоящее время выпуск бензина восстановлен в полном объеме».
А вот в химической промышленности второй год подряд наблюдается «существенное снижение прибыли». «Рентабельность достигла минимальных значений за последние пять лет», — отметил Яруллин. Наблюдается снижение выпуска моющих средств, глицерина, каучука, азотных удобрений. Выпуск резиновых изделий и вовсе сократился на 12%. Производство шин сократилось на четверть. «Понятно: шины — сложный бизнес, но мы упали больше, чем наши иностранные конкуренты, — отметил позже президент РТ Рустам Минниханов. — В любом случае чудес не бывает, мы должны четко ориентироваться, как будем продвигать наш продукт, какие продукты нужны, как мы должны сохранить свои рынки с появлением новых конкурентов».
«Заметно снижены объемы выпуска полимерных труб, формовых и неформовых резинотехнических изделий, — продолжил перечисление проблем Яруллин. — Проектов по переработке пластмассовых изделий в Татарстане недостаточно, чтобы обеспечить стабильный рост производства в секторе. В результате в 2010 — 2011 годах, когда создавались „Ай-Пласт“ и „Данафлекс-Нано“, темпы роста были высокими, а в этом году мы отстаем от российских показателей».
ДАЖЕ ТЕ, У КОГО ГАЗА НЕТ
Что делать? Замедление темпов роста требует введения новых мер поддержки производителей, отметил Яруллин и рассказал о ряде федеральных инициатив типа проекта закона о промышленной политике, приоритете для отечественных товаров при госзакупках, импортозамещении и так далее. Для ускорения техперевооружения предприятий создаются фонд проектного финансирования и фонд развития промышленности, которые «призваны расширять доступ к длинным и дешевым инвестициям». «Главное, чтобы предприятия нефтегазохимического комплекса Татарстана получили доступ к этим ресурсам», — видимо, намекнул на местные лоббистские возможности Яруллин. Тем более, по его словам, в ближайшее время усилится конкуренция между нефтегазохимическим комплексом России и аналогичными комплексами стран ближнего зарубежья — Туркменистана, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, которые развернули в этой области бурную деятельность. В России же в борьбу за первенство включились не только богатые газом регионы, но и территории, не имеющие собственных газовых месторождений. К 2020 году планируется расширить мощности в Тульской области, Башкортостане. Профильные кластеры будут созданы в Ханты-Мансийском автономном округе, в Амурской области. «В Татарстане же решения по развитию газоперерабатывающих, нефтегазохимических заводов пока не приняты», — констатировал Яруллин.
Далее он остановился на ключевых пунктах программы (она почти разработана) развития комплекса на 2015 — 2019 годы. На ТАНЕКО планируется довести уровень переработки до 97% и начать производство ароматических углеводородов. Шинный комплекс «Татнефти» сконцентрируется на продвижении своего бренда, расширении модельного ряда и увеличении географии продаж в России. Кратный рост выпуска продукции нефтепереработки и нефтехимии планирует группа «ТАИФ». Основная задача ТАИФ-НК — завершить строительство комплекса глубокой переработки нефтяных остатков. «Казаньоргсинтез» в ближайшие два-три года проведет модернизацию существующих производств, а с 2017-го планирует приступить к новому этапу инвестиционного развития. В результате реализации программы, например, объемы производства дизельных топлив и автобензинов в РТ вырастут более чем в три раза.
«ЕГЭ ПО ХИМИИ СДАВАЛИ ВСЕГО 11 ПРОЦЕНТОВ ВЫПУСКНИКОВ»
На что среди прочего необходимо обратить особое внимание?
Требуется обеспечить рост переработки полимеров. «В Татарстане производят более четверти российских полимеров и свыше 40 процентов каучуков, однако в производстве изделий из них республика заметно уступает регионам, которые даже не имеют собственной сырьевой базы», — возмутился Яруллин.
Назрел вопрос модернизации и вывода из эксплуатации устаревших производственных фондов. В нефтедобыче износ фондов составил 50%, в химпроизводстве — 47%, в производстве резиновых и пластмассовых изделий — 38%. При этом в химическом производстве растет доля полностью изношенных фондов. «В России разрабатывается законопроект, согласно которому будет повышена налоговая нагрузка на устаревшие фонды, — предупредил Яруллин. — Принятие закона ухудшит и без того сложное финансовое состояние ряда предприятий».
Особую тревогу вызывает кадровый вопрос. Необходимо создание отраслевых ресурсных центров, базовых кафедр на предприятиях комплекса, формирование рынка арендного жилья, надо повышать качество подготовки студентов. «Одна из фундаментальных проблем — низкая ориентация школьников на естественнонаучные направления, прежде всего химию и физику, — отметил Яруллин. — В 2014 году ЕГЭ по химии сдавали всего 11 процентов выпускников, по физике — 29 процентов. Это может привести к тому, что предприятия будут испытывать дефицит не только рабочих, но и инженерных кадров в области химических технологий. Поэтому необходимо стимулировать интерес молодежи к естественнонаучным предметам. Это большая, кропотливая, многогранная работа».