С нового года в России вступят в силу новые поправки в федеральное законодательство «О теплоснабжении». С этого момента новостройки больше нельзя будет подключать к «открытым» системам водоснабжения. То есть брать горячую воду для снабжения потребителей из «батарей» центрального отопления в новостройках станет запрещено. Еще через девять лет весь жилой фонд страны должен будет быть переведен на «закрытую» схему горячего водоснабжения — в каждом многоквартирном доме должна будет появиться автономная бойлерная для подогрева воды.
Поправки в федеральный закон № 190 «О теплоснабжении» вступят в силу с 1 января 2013 года. Одна из самых значимых из них — о запрете на подключение объектов капстроительства к централизованным открытым системам теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения — содержатся в дополнении к статье 29. Кроме того, согласно еще одному новому пункту, добавленному законодателями в эту же статью ФЗ, с 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения путем отбора теплоносителя будет запрещено в принципе.
Напомним, как ранее сообщал «Новый Регион», большинство жилого фонда в России получает горячую воду из-под крана именно по «открытой» схеме. Эксперты, в частности, говорят о том, что 70% жилых домов получают ГВС именно по ней. Фактически это означает то, что горячую воду жителям поставляют из труб центрального отопления. Более продвинутая схема ГВС — «закрытая» — применяется лишь в некоторых новостройках. Она предполагает наличие специального оборудования для подогрева холодной воды и поставки ее жителям «многоквартирников» в качестве горячей.
Какие сложности не заметили законодатели?
Эксперты коммунально-энергетического комплекса предупреждают, что поставленная законодателями задача и глобальна, и революционна, а при ее решении возникнет множество проблем технического характера. О том, что с чем придется столкнуться энергетикам при переводе жилфонда на «закрытую» схему ГВС, «Новому Региону» рассказал заместитель генерального директора ГУП СО «Облкоммунэнерго» Евгений Волков. «Напомним вкратце, что собой представляют типы систем теплоснабжения. Открытая система теплоснабжения — это когда теплоноситель используется как для отопления, так и для ГВС. То есть горячая вода в радиаторах и в кранах на кухне и в ванной — одна и та же. Закрытая же система предполагает, что теплоноситель циркулирует по замкнутому контуру, расходуя тепловую энергию только на отопление. Горячее водоснабжение при этом осуществляется путем нагрева холодной воды этим же теплоносителем, но уже через теплообменник», — рассказал Евгений Волков.
По его словам, первая сложность при переходе с открытой на закрытую систему возникнет в вопросах водоподготовки. «При открытой системе весь теплоноситель проходит обязательную водоподготовку на котельной или ТЭЦ, поскольку холодная вода обычно требует снижения жесткости. При отсутствии водоподготовки котельная может выйти из строя за считанные месяцы. Поэтому на водоподготовку тратятся реагенты, электроэнергия для подачи воды, проведения регламентных работ по обслуживанию фильтров, расходуются средства на текущую эксплуатацию и ремонт оборудования. При закрытой же схеме всего этого не будет, но кто сказал, что холодную воду для подогрева в теплообменнике не надо готовить? Ведь если вода обладает повышенной жесткостью, то при ее нагреве и в теплообменнике будет также происходить интенсивное образование накипи. Т. е. решение проблемы водоподготовки при переходе с открытой на закрытую схему перейдет от генерирующих объектов к потребителям, — отметил собеседник агентства. — А это уже будет не единый крупный комплекс, а множество маленьких установок, которые тоже надо будет обслуживать, нести затраты на реагенты и работу персонала».
Кроме того по словам Евгения Волкова, уровень профессионализма обслуживающего персонала УК и крупных теплоисточников несопоставим, что также может породить проблемы. «Невозможно сравнить уровень слесаря-сантехника, подтягивающего гайки в квартирах жильцов, и сложную систему инженерного сопровождения на крупных энергетических предприятиях. Вряд ли организации, обслуживающие внутренние системы зданий, смогут обеспечить должный уровень эксплуатации энергетического оборудования», — заметил эксперт.
Еще один минус закрытой системы, по мнению Евгения Волкова, необходимость замены водопроводных сетей. «На сегодняшний день износ этих сетей достаточно велик, и многие участки за последние 5-6 лет подверглись санации полиэтиленовыми трубами, отчего их диаметр уменьшился. А при переходе на закрытую систему необходимо будет увеличить пропускную способность водопроводных сетей почти в два раза. Получается, что менять придется довольно много трубопроводов, что потребует дополнительных затрат», — рассказал собеседник агентства.
Впрочем, по словам эксперта, у закрытой схемы есть и преимущества перед открытой. Для последней, например, характерны т. н. «перетопы». «В относительно теплые периоды, когда температура наружного воздуха близка к нулю, теплоснабжающая компания вынуждена поддерживать минимальную температуру теплоносителя не ниже 60 градусов по СанПиНам. Но для систем отопления таких температур в теплые периоды не требуется.
Например, при наружной температуре в ноль градусов показатель температуры теплоносителя составляет 52 градуса. При +5 на улице — температура теплоносителя уже должна составлять 45 градусов, а при +8 за окном — 41 градус, — рассказал Волков. — Однако существует такое понятие как „срезка“ температурного графика по условиям горячего водоснабжения — это когда минимальная температура теплоносителя принимается в 60 градусов, вне зависимости от температуры воздуха за окном. Получается, что в некоторые месяцы, как правило, это сентябрь-октябрь и апрель-май потребители получают гораздо больше тепла, чем это нужно по нормативу. Следует отметить, что требования к температуре горячей воды для закрытых систем несколько мягче. В частности, минимальная температура составляет 55 градусов. Это позволяет экономить топливо по сравнению с открытой системой».
До 2022 года не успеть?
По словам Евгения Волкова, вариантов реализации закрытой системы может быть несколько. Один из них — подача горячей воды с теплоисточников по отдельному контуру. «В федеральном законе „О теплоснабжении“, как ни странно, сформулировано только понятие „открытая система теплоснабжения“, а про закрытую не сказано ничего. Однако в некоторых технических нормативных документах термин „закрытая система“ объясняется именно с точки зрения установки теплообменных аппаратов у потребителей. Впрочем, как именно закрытая система будет реализована, пока неясно. Один из вариантов — установить новый или выделить из числа имеющихся котел на теплоисточнике, который будет греть воду только для нужд ГВС. В этом случае отпадает необходимость „городить огород“ в виде систем водоподготовки и теплообменников у потребителей, а также не нужно будет менять водопроводные сети, — рассказал эксперт. — Но тогда возникает новая проблема: практически все тепловые сети надо будет переложить заново для создания выделенных трубопроводов горячего водоснабжения.
Например, если сейчас теплосеть состоит из двух труб (подающая и обратная), то при отдельном контуре необходимо будет добавить еще две трубы. Кроме того, потребуется изменить конструкцию каналов сетей, т. к. при их строительстве, как правило, никто не предполагает увеличение количества „ниток“ трубопроводов. Получается, что там, где в лоток уже уложено две трубы, еще две явно не поместятся. Одним словом, потребуется глобальная замена всех теплосетей. Кстати, а почему бы и нет? Проблема их износа давно известна, потери теплоэнергии превышают все мыслимые и немыслимые пределы. Вот только деньги на такую модернизацию вряд ли найдутся в тарифах теплоснабжающих организаций. И даже нормативный процент замены сетей, который составляет сейчас 4% в год, не решит проблемы в предписанный срок — до 2022 года. Необходимо как минимум 25 лет и то — при самом благоприятном стечении обстоятельств и помощи государственного бюджета».