Экологические проблемы носят глобальный характер. Тем или иным образом они затрагивают все страны и континенты.
В полной мере это относится к сегменту экологической безопасности, связанному с обеспечением людей чистой питьевой водой. По самым скромным оценкам, на нашей планете устойчивого доступа к ней не имеют около 1 миллиарда человек. Между тем очевидно, что поскольку вода необходима для жизни, ее отсутствие может подорвать безопасность конкретной семьи, региона, страны и даже мира в целом.
По данным ООН, от болезней, которые можно было бы предотвратить путем повышения качества воды и улучшения санитарно-гигиенических условий, ежегодно страдают 250 млн. человек. Ежедневно от них умирают 6 тысяч детей. Хочу подчеркнуть: это страшная цифра. 6 тысяч не в год – в день!
Это – серьезный вызов всему человечеству, каждой стране. В России для адекватного ответа на него создается Государственная программа «Водная стратегия России». Полагаю, что необходимо искать аналогичные решения и в глобальном масштабе.
Это тем более важно, учитывая, что в долгосрочной перспективе, согласно прогнозам, проблема водообеспечения будет лишь обостряться. Если в начале века в районах, испытывающих нехватку воды, проживало 40% населения Земли, т.е. примерно 2,5 млрд. человек, то к 2020 году это будет уже 60-65% – около 5 млрд. человек. В этой связи я хотел бы процитировать такую оценку: «Проблема питьевой воды к 2030 году может стать самой важной для человечества, поскольку половина населения постоянно будет испытывать ее нехватку».
Самое тревожное в приведенной цитате то, что она взята из специального журнала, посвященного не экологии и не демографии, а военным вопросам. Иными словами, уже сейчас эксперты рассматривают питьевую воду как дефицитный ресурс, способный, наряду с углеводородами, стать причиной вооруженных столкновений между государствами и народами. И такие ситуации, к сожалению, нередки. Во второй половине XX века споры о правах на управление водными ресурсами стали причиной 37 вооруженных конфликтов.
На протяжении всего последнего столетия потребление воды в мире в целом продолжает быстро увеличиваться. Его рост более чем в 2 раза превышает темпы роста населения. Хотя такая картина наблюдается не всегда и не везде. Например, несмотря на стремительный рост экономики – порядка 7% ежегодно – в России использование воды даже снизилось. Это позитивный процесс. Если в 2000 году оно составляло почти 67 кубических километров, то в 2006-м – около 62. То есть по этому параметру эффективность использования ресурсов в отечественной экономике заметно выросла.
Свой вклад в проблему способно внести и глобальное потепление. Так, при повышении средней температуры в районах расположения горных ледников всего на 2 градуса многие из них могут просто исчезнуть. По некоторым оценкам, уже сейчас Гималайский ледник, питающий такие реки, как Ганг, Хуанхэ и Янцзы, уменьшается на 7% в год. Между тем на их берегах живут сотни миллионов людей. Существуют прогнозы, что многие реки Азии и Африки в результате потепления могут уменьшиться на 15-50%. Причем вода, полученная в результате таяния, не пополнит запасы пресной воды, а, скорее всего, утечет в моря, став соленой.
Очевидно, что проблемы такого масштаба, как обеспечение водой, не могут находиться вне внимания международного сообщества. И предпосылки для реализации мер глобального характера уже создаются. Достаточно напомнить, что на саммите в Эвиане в 2003 году был принят специальный План действий «Группы восьми» по водным ресурсам. Он включает в себя следующие вопросы:
1.Содействие надлежащему управлению водными ресурсами;
2.Использование финансовых ресурсов;
3.Создание инфраструктуры путем усиления местных органов власти и общин;
4.Усиление мониторинга, проведения оценок и исследований;
5.Расширение участия международных организаций.
В Плане констатировалось существование тенденции к дальнейшему ухудшению качества природной среды и содержалось предложение к международному сообществу удвоить усилия в соответствующей области.
Данные проблемы обсуждались и на других встречах «Большой восьмерки». Так, в заявлении, принятом на саммите в Глениглсе в 2005 году, констатировалось: «Чтобы вести борьбу с заболеваниями… обеспечить снижение затрат на здравоохранение и повысить продолжительность жизни, нам необходимо улучшить качество… воды».
России в решении перечисленных проблем принадлежит особая роль. Наша территория – важнейший экологический резервуар планеты. По авторитетным оценкам, наша страна обеспечивает сохранность 20% мировых запасов жидкой пресной воды. Кстати, это относится не только к воде, но и к воздуху. В России находится порядка 25% не тронутых хозяйственным освоением мировых лесных ресурсов. В условиях происходящих в мире изменений, роста стоимости ресурсов и обострения их дефицита это становится все более важным конкурентным преимуществом.
Сегодня уровень внимания к вопросам защиты национальных природных богатств заметно повышается. Так, в январе нынешнего года состоялось специальное заседание Совета Безопасности России, посвященное вопросам экологии. Обсуждение и решение экологических проблем идет на всех уровнях, с привлечением всех сил нашего общества: исполнительной и законодательной власти, предприятий, общественных организаций. Самое активное участие в этом принимают и Государственная Дума, и Партия «Единая Россия».
Так, итогом создания новой структуры исполнительной власти, которую возглавил лидер «Единой России» Владимир Путин, стало решение вопроса, о котором мы давно говорили. Сегодня функции, связанные с экологией, собраны в системе одного министерства и подведомственных ему служб:
Министерство природных ресурсов;
Росприроднадзор;
Ростехнадзор;
Росгидромет.
Таким образом, появляются и новые возможности в решении экологических задач, – конечно, и в водной сфере, – и растет ответственность за осуществление соответствующих программ.
Мы не просто принимаем политические решения – мы воплощаем их в жизнь. Зачастую – вкладывая значительные средства. Так, чтобы полностью исключить экологические риски для озера Байкал, по решению Владимира Путина был изменен проект нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Это потребовало сложных технических решений, а строительство подорожало как минимум на 1 миллиард долларов. Однако это было сделано. И это – только один из примеров.
Россия полностью открыта для сотрудничества в экологической сфере. Примеры такого международного сотрудничества можно увидеть и здесь, в Санкт-Петербурге. Это, в частности, Юго-Западные очистные сооружения, позволившие заметно улучшить обстановку в Балтийском море, на берегах которого проживает около 50 миллионов человек.
Строительство Юго-Западных очистных сооружений обошлось в 130 миллионов евро. В нем принимали активное участие наши партнеры из Финляндии и Швеции. Здесь использовались самые современные механизмы частно-государственного партнерства. В строительстве приняли участие сотни компаний. И недаром Владимир Путин охарактеризовал осуществление этого масштабного и чрезвычайно важного проекта как «блестящий пример сотрудничества на Севере Европы».
Позитивные изменения есть. Так, объем сбросов загрязненных сточных вод в современной России, в сравнении с показателями начала 90-х годов, сократился примерно на 40%. В то же время все последние годы последовательно увеличивался объем инвестиций в основной капитал, направляемых на охрану и рациональное использование водных ресурсов. Если в 2000 году они составляли немногим более 8 млрд. рублей, то к 2006-му этот объем вырос почти в 4 раза – до более чем 30 млрд. рублей.
Однако в целом, несмотря на наличие водных богатств, ситуация далека от идеальной. Сделать в данной сфере предстоит еще очень и очень много. Так, по оценкам экологов, в некоторых субъектах федерации санитарным нормам не соответствуют до 60% питьевой воды.
Приведенные цифры показывают, что проблемы у России в этой сфере есть. Есть и необходимость реагировать на глобальные вызовы, о которых я уже говорил. Для решения этих задач на основе партийного проекта «Чистая вода» создается Государственная программа «Водная стратегия России». Ее реализация должна вестись в рамках Стратегии развития России до 2020 года. А одним из главных результатов программы станет появление инновационной, экономически эффективной, и в то же время социально ориентированной водной отрасли.
В рамках программы предстоит решить целый ряд вопросов. Это повышение качества водопроводной воды. Это очистка загрязненных стоков и водоемов. Это, наконец, гарантии качества поставляемой населению бутилированной воды. Кроме того, предстоит подготовить производство, а при необходимости и провести научные исследования и создать отечественные технологии, ориентированные на решение следующих задач:
- Разработка и внедрение новых технологий водоочистки и водоподготовки;
- Избавление технологий очистки от использования хлора;
- Совершенствование систем доставки воды;
- Решение вопросов установки групповых фильтров воды в многоквартирных домах.
Из этого перечня видно, что разрабатываемая нами программа содержит сильный технологический аспект. Это абсолютно естественно и правильно. Мы очень быстро развиваемся: в нынешнем году рост экономики России должен составить 7,6%, а возможно и выше. Но при этом мы осознаем: экономический рост не должен наносить непоправимого ущерба природе. А значит, он должен основываться на современных технологиях, эффективных и с точки зрения экономики, и с
точки зрения экологии. Многие из них еще только предстоит создать и внедрить.
Подчеркну: государства, способные создавать сложные технические решения и системы – а Россия к их числу, безусловно, относится, – способны внести такой вклад в решение задачи обеспечения человечества чистой питьевой водой. И этот инновационный вклад является незаменимым, потому что никто другой осуществить его не в состоянии.
Поэтому, на мой взгляд, реализуя международные программы, такие как План действий «Группы восьми» по водным ресурсам, ведущие государства могут и должны сосредоточиться еще и на развитии соответствующих технологий. Благодаря им мы должны сделать водопользование, водоочистку и водопотребление более эффективным, безопасным, менее ресурсоемким. А соответствующие технические решения – физически и экономически доступными для потребителей, в том числе в развивающихся странах. И я призвал бы всех участников нашего Форума, все страны, обладающие соответствующими возможностями, подключиться к такой работе.
Со своей стороны, разрабатывая технологические аспекты «Водной стратегии России», объединяя усилия отечественных ученых и технологических корпораций, мы имеем в виду решение и этой задачи тоже. Здесь в полной мере могут быть использованы как возможности предприятий, так и государственные средства. Это абсолютно реально. Напомню, что Президент России Дмитрий Медведев сформулировал поручение «При формировании федерального бюджета на 2009 год, на плановый период 2010-го и 2011-го годов, последующие годы, надо предусмотреть… финансирование проектов, которые связаны с… внедрением экологически и энергетически эффективных технологий».
Предлагаемая Государственная программа может включать в себя и международные аспекты, ориентированные на решение глобальных проблем. Безусловно, она должна содержать в себе и бизнес-аспекты, т.е. вопросы развития соответствующего сегмента экономики.
Для предприятий данная сфера действительно представляет большой интерес. По прогнозам Всемирного банка, ежегодная прибыль частных организаций, занимающихся управлением водными ресурсами, может достичь к началу 20-х годов одного триллиона долларов. Учитывая, что в начале века эта цифра составляла 200 млрд. долларов, то есть речь идет о пятикратном росте.
Подобный финансовый результат представляет интерес как для предприятий, непосредственно работающих в этой сфере, так и для других отраслей – в первую очередь, разработчиков и поставщиков оборудования и технологических решений. Мы рассчитываем, что наши производители сумеют получить здесь свою долю рынка. И Государственная программа «Водная стратегия России», реализуемая в рамках Стратегии-2020, будет ориентирована на достижение именно этой цели.
В перспективе, учитывая потенциал нашей страны и потребности других государств, возможно и рассмотрение вопроса о поставках питьевой воды на экспорт (например, через специальные водоводы). В рамках «Водной стратегии» могут быть созданы специальные экономические механизмы, обеспечивающие прозрачность и стабильность таких поставок: например, «Водная биржа». И это – так же, как и в случае с энергетикой – станет не только элементом экономики самой России, но и ее весомым вкладом в глобальную безопасность.
Источник: Управление Государственной Думы по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ