Анкета потребителя

 

заполнить

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl-Enter, чтобы отправить информацию.

/ / МИРОН ГОРИЛОВСКИЙ: "ПРОСТО НА "ЧЕРНОЙ ТРУБЕ" НАМ НЕ ВЫЖИТЬ"

МИРОН ГОРИЛОВСКИЙ: "ПРОСТО НА "ЧЕРНОЙ ТРУБЕ" НАМ НЕ ВЫЖИТЬ"

Источник: 
Информационно-аналитический центр www.rupec.ru, 31 декабря 2016

В беседе с "Рупеком" глава Группы ПОЛИПЛАСТИК Мирон Гориловский рассказал, почему компания теперь "состыкуется" с отечественными поставщиками сырья и не планирует расширять производство в Казахстане, подвел предварительные итоги уходящего года и поделился прогнозами на 2017 год.

 

Начнем с самого важного – сырья. Как в свете не самых комфортных курсов валют складывается баланс между импортным и отечественным сырьем для трубного направления Группы ПОЛИПЛАСТИК?

Ранее на долю импортного сырья у нас приходилось порядка 50%. В связи с тем, что объем потребления трубного полиэтилена на рынке РФ сократился с 380 до 260 тыс. тонн в год в период 2013-2016 годов, мы смогли состыковаться по объему с отечественными производителями. "Казаньоргсинтез" установил новое оборудование и увеличил выпуск трубных марок на 5 тыс. тонн в месяц, таким образом, получив по году более 200 тыс. тонн полиэтилена. "Нижнекамскнефтехим" может производить 40-50 тыс. тонн.

Но здесь нужно учитывать влияние фактора сезонности. В зимний период, когда мы планово снижаем потребление, отечественные компании наращивают экспорт сырья, летом – увеличиваются поставки полиэтилена на внутренний рынок, и одновременно растет импорт. Нужно отметить, что объем импорта сейчас очень маленький – порядка 40-60 тыс. тонн. В прежние годы он достигал 180 тыс. тонн.

Вы неоднократно говорили о том, что отечественное сырье не всегда устраивает компанию своим качеством. Сейчас ситуация изменилась?

Мы закупаем большие объемы у "Казаньоргсинтеза", "Нижнекамскнефтехима". Есть отдельные претензии к качеству, но в последнее время ситуация изменилась к лучшему. Основные минусы – это содержание летучих соединений и ограниченный марочный ассортимент – по одной марке ПЭ100 на каждом заводе. Кроме сертифицированных трубных марок полиэтилена на рынке присутствует суррогатное сырье (в основном неокрашенные натуральные марки), но его намного меньше, чем в других странах СНГ.

Например, в Казахстане, где действует трубное производство ПОЛИПЛАСТИКа, некачественного сырья в разы больше. Дешевый вторичный полиэтилен поступает из Китая, из него изготавливаются трубы, которые стоят дешевле, чем сертифицированные марки ПЭ. И такой продукции на местном рынке 50%, а может, и больше. На этом фоне российские некачественные натуральные марки полиэтилена выглядят еще неплохо, трубы, по крайней мере, не разваливаются на глазах.

Как это отражается на работе завода? Будете сокращать производство?

Будем сокращать производство гладкой трубы. Мы не умеем работать на нетрубных марках полиэтилена. Ни в коем случае не будем сокращать продажи иновационной продукции. Мы сейчас работаем над очень интересным проектом в Казахстане, который предполагает поставку труб с повышенной стойкостью к абразивному износу для ГОКов. Есть крупные заказы на гофрированную трубу, в том числе на уникальную полиэтиленовую трубу, армированную металлическим профилем, диаметром до 2,4 метра. Ее производство началось в Казахстане в 2015 году.

Если говорить в целом, трубный рынок Казахстана очень большой и второй по приоритетности для нас. Но ситуация уже пятый квартал подряд складывается сложная, производится слишком большой объем контрафакта, который просто дискредитирует полиэтиленовые трубы.

В августе ПОЛИПЛАСТИК запустил трубное производства в Хабаровском крае. Почему выбор был сделан в пользу этого региона?

Мы в течение трех лет искали площадку на Дальнем Востоке для запуска нового производства. Хабаровский край оказался для нас идеальным решением – он находится в относительной близости от Комсомольска-на-Амуре, Владивостока, Благовещенска, Камчатки и Сахалина, не считая самого Хабаровска и Хабаровского края куда мы планируем реализовывать большую часть продукции, в транспортной доступности много знаковых объектов, в том числе космодром "Восточный".

Хабаровский край также выгодно расположен относительно потоков сырья из Азии. Раньше оно транспортировалось до Иркутска и возвращалось в регионы ДФО в виде трубы. При такой схеме мы были не конкурентоспособны.

В какой-то момент мы были готовы купить завод во Владивостоке, но в итоге решили остановиться на данном регионе. Нашли партнера, который предоставил производственную площадку (здания, территорию, инфрастуктуру) в качестве долевого участия в предприятии. Нам не пришлось покупать новое оборудование, производственные линии были частично перенесены с предприятий ПОЛИПЛАСТИКа в Новомосковске и Иркутске. Получился очень экономичный проект, несмотря на то, что это все же новое производство, где установлено пять линий, способных обеспечить выпуск широкого ассортимента трубной продукции.

Около двух месяцев назад мы прошли всю необходимую сертификацию. В 2017 году планируем выйти на объем производства в 6-7 тыс. тонн трубной продукции в год. Столько же будет выпускаться в Иркутске. Для региона – это хороший показатель в условиях "низкого рынка". Если спрос начнет увеличиваться, заводы выйдут на плановую загрузку в 20-25 тыс. тонн.

Новое производство ПОЛИПЛАСТИКа стало резидентом территории опережающего развития?

Да, мы являемся резидентами ТОСЭР "Ракитное", хоть это пока и не оправдало наших ожиданий. Мы имеем льготы по налогу на имущество, дорожному налогу, но это не основные статьи расходов для нас. Мы рассчитывали на беспошлинный ввоз сырья, как это указано в документах. По факту же мы не можем импортировать сырье без уплаты пошлины в 6,5%, потому что отсутствует специальный таможенный пост, который мог бы оформлять эту процедуру. Да и сама процедура отсутствует. Иными словами, закон есть, а распоряжений относительно его выполнения нет. Надеемся, что это временно.

Были ли проекты, которые Вы исключили из своей инвестиционной программы или "заморозили"?

У нас на несколько лет было отложено создание собственного производства в ДФО. Мы хотели запустить его в 2013 году, но смогли только в августе 2016 года.

Мы продолжаем сокращать расходы на реновацию и модернизацию действующих заводов. У нас были планы по упрощению внутризаводской логистики за счет внедрения пневмотранспорта. В итоге мы смогли реализовать такие проекты только на двух площадках, а не на десяти.

Урезали расходы на закупку нового оборудования, стараемся обходиться существующими мощностями. Каждый год появляются новые технологические решения, но для их внедрения требуются инвестиции в несколько миллионов евро.

Вы не опасаетесь, что можете отстать от конкурентов из-за сокращения инвестпрограммы?

Нет, не опасаемся. Мы видим, что происходит у наших конкурентов. Сейчас никто не вкладывает большие деньги в модернизацию, их просто нет, как и нет платежеспособного спроса.

Ранее в России производственные возможности превышали потребление в 2,5 раза, теперь – в 4 раза. Заказов стало меньше, а производственные мощности почти не сократились.

В бюджете Группы заложено порядка 600-700 млн рублей для поддержания производства и необходимых мероприятий по реновации наших площадок. Это необходимый минимум.

Насколько рынок полиэтиленовых труб сжался за последние годы?

В 2015 году рынок полиэтиленовых труб сократился на 27%, продажи Группы ПОЛИПЛАСТИК снизились на 15%. Наша задача – падать в два раза меньше рынка, в принципе, мы ее выполняем. Продажи сокращаются в основном из-за слабых компаний, которые не выдерживают конкуренции с другими игроками, испытывают проблемы с обеспечением оборотных средств.

По итогам 2016 года ситуация будет намного лучше, чем год назад. Падение составит порядка 7-8%, ПОЛИПЛАСТИК получит плюс 3-5%. Наши продажи выросли во многом благодаря крупному заказу от компании СИБУР. В прошлом году мы выиграли тендер на поставку 15 тыс. тонн труб для системы водоснабжения строящегося комплекса "ЗапСибНефтехим", весной 2016 года мы этот заказ выполнили.

Это самый масштабный в нашей истории заказ на сумму в более 2,5 млрд рублей. Специально для него мы перевезли производственную линию из Казахстана и установили ее на заводе в Тюмени. Более 50 километров труб диаметром 1200 миллиметров было изготовлено на четырех линиях, включая производства в Омске, Тюмени и Москве.

Какие прогнозы Вы делаете на 2017 год?

Следующий год будет очень тяжелым, особенно первое полугодие. Никаких крупных проектов не планируется, за исключением, возможно, системы водоснабжения в Крыму. Не известно, будет ли государство финансировать ранее озвученные программы. В ДФО, к примеру, сейчас почти все «заморожено».

Как обстоит ситуация в сегменте ПВХ-труб? Планируете его развивать дальше?

Не могу сказать, что у нас есть серьезные планы на сегмент ПВХ-труб. Их потребление на российском рынке очень ограничено: в основном это трубы для решения специализированных задач. В Европе сегмент ПВХ-труб доминирует, постепенно уступая позиции.

По сути мы перешагнули через этап, когда трубы из поливинилхлорида могли бы быть востребованы в таком же объеме, как в Европе. У нас появилось сразу несколько крупных производителей трубного полиэтилена в середине 80-х годов, соответственно, начала развиваться его переработка.

В настоящее время спрос на ПВХ-трубы оценивается в 45-50 тыс. тонн в год. Мы выпускаем порядка 4 тыс. тонн. В Новомосковске у нас действуют четыре линии, в Белоруссии – две. Но до лидера российского рынка труб ПВХ, выпускающего более 15 тыс. тонн продукции в год, нам еще далеко.

К слову, с какими показателями закончат год предприятия ПОЛИПЛАСТИКа в Республике Беларусь, Казахстане и в Украине?

В Беларуси у нас будет небольшой минус по объемам продаж, в прошлом году был хороший рост. Примерно такая же ситуация будет в Казахстане.

Украинский рынок сейчас активно растет, после трехкратного падения (от уровня 2013 года) примерно с сентября 2015 года начался подъем. Я думаю, что основными драйверами роста в Украине являются высокая аварийность и исключительно низкий уровень потребления на душу населения (в 4-5 раз ниже, чем в странах ТС). Это при том, что в России потребление полимерных труб в 3-4 раза меньше европейского уровня.

К сожалению, в России мы придем к тому же, если не изменится политика в отношении реновации сетей. Доля труб в коммунальном хозяйстве страны со 100%-м износом увеличивается на 2% каждый год, хоть данная информация и активно замалчивается региональными властями. В среднем по России 66% труб имеют полный износ.

Кроме ЖКХ какой сегмент Вы как производители полимерных труб считаете перспективным?

В 2014 году мы приобрели завод в Перми, после чего стали активно развивать производство труб для нефтяной отрасли. Сейчас мы поставляем трубы, которые выдерживают давление от 30 до 70 бар. Для новых месторождений Восточной Сибири они, к сожалению, не подходят, там кустовой метод разбуривания, но зато они востребованы в Поволжье, Татарстане, Башкортостане и др.

Если о говорить о проекте мечты, то это трубы для магистральных нефте- и газопроводов, изготовленные из полимеров, армированные, большого диаметра, в том числе для газопроводов с давлением до 75 атмосфер. Правда, чтобы его осуществить (разработать и внедрить), потребуется не менее 20 лет.

В целом, мы сохраняем оптимистичный настрой. Мы не закрыли ни одного производства, несмотря на минимальную загрузку в некоторые периоды. Мы продолжаем работать над инновационными решениями, экономичными и выгодными для нас и партнеров. Просто на "черной трубе" нам не выжить.

Нам необходимо развиваться быстрее рынка. Наши совокупные мощности уже составляют 400 тыс. тонн в год (включая производства в СНГ). И их несложно будет увеличить вдвое, если появится соответствующее потребление. А оно появится, рано или поздно.

Источник: rupec.ru